Мара (пьеса)

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Заславский, 40 лет, миллионер. Властный, уверенный в себе мужчина.
Мара, молодая красивая, стройная девушка-подросток примерно 15-и лет.
Дьявол, мужчина лет 35-и.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Явление 1

Заславский сидит в своём кабинете за письменным столом и пишет дневник. С правого экрана говорит он сам, на левом идёт нарезка празднования его дня рождения: в офисе – поздравляющие его сотрудники и пр., дома – красавица-жена, стол, гости, смеющийся и якобы счастливый юбиляр и пр.

Заславский (З): Сегодня мой день рождения. 40 лет. Юбилей. Настроение ужасное.
Ну, и что? Чего я добился в жизни? На что ее угрохал? Как там говорил Верещагину незабвенный Абдулла в «Белом солнце пустыни»? «Хорошая жена, хороший дом – что еще нужно человеку, чтобы встретить старость»?.. Во-во! Золотые слова! Как раз про меня. В самую точку. Все у меня есть – «хорошая жена, хороший дом» – все достигнуто, стремиться не к чему. И дальше что? Старость теперь встречать? Дальше-то что!?
Когда-то я мечтал стать миллионером. Ну вот, я им стал. И что? Да ничего! Та же тоска и скука, что и у всех, только икру можно есть ложками. Единственная радость. А так… Можно, конечно, утешаться тем, что у остальных еще хуже. У них даже и икры нет. Одни только ложки.

Явление 2

Заславский опять сидит в своём кабинете за письменным столом. Но он по-другому одет, взволнован, периодически перестаёт писать и просто мечтательно смотрит перед собой, так что ясно, что это другой день. С правого экрана говорит он сам, в левом – сцена у светофора.
( В окно роскошного лимузина Заславского легонько стучат. Он поворачивает голову. Приветливо улыбающаяся стройная девушка, – молоденькая совсем, лет пятнадцати, не больше, – протягивает ему какой-то рекламный буклет. Заславский чуть приоткрывает окно, и девушка сразу же суёт ему буклет в образовавшуюся щель. Взяв его в руки, он машинально опускает на листок глаза, а когда через секунду поднимает их, девушки рядом уже нет. Заславский растерянно ищет ее взглядом, но в этот момент свет светофора сменяется на зеленый, сзади нетерпеливо сигналят, и Заславский, проклиная все на свете, трогается с места.
Девушка ему понравилась. Даже очень. Точнее, собственно, «понравилась» – это не то слово. Она его попросту ошеломила.)

З: Господи, какую девушку я сегодня видел! Бог ты мой! Весь день только о ней и думаю. Такого со мной вообще никогда еще не было. Так и стоит ее лицо перед глазами! Улыбка… Глупо, конечно, но я, кажется, в нее влюбился. С первого взгляда! Да не «кажется», а точно. Найду! Во что бы то ни стало! Найду, чего бы мне это ни стоило. Найду, найду, найду! Обязательно найду! Милая…

Явление 3

Заславский вновь пишет дневник. Потом останавливается, откидывается в кресле, криво усмехается и задумчиво глядя перед собой, хмыкает, качает головой и произносит вслух: «Кризис среднего возраста. Седина в бороду, бес в ребро». После чего снова принимается писать.
Далее, опять-таки, с правого экрана он говорит, а в левом идёт видеоряд: как он разыскивает с трудом офис (смотрит в буклете адрес, потом по карте, затем спрашивает у прохожих и пр.), заходит внутрь, сидит на лекции… А задним планом всё время всплывает сцена у светофора и лицо Мары.

З: Ездил на эту лекцию. Из буклета. Как ни странно, впечатление в целом благоприятное. И это при том, что настроен-то я был изначально крайне скептически. И поехал, разумеется, не все эти бредни слушать, про Космос и Высшие Силы, а с одной-единственной целью – Её найти.
Ведь, если она их буклеты распространяет, значит, как-то она с ними связана. Значит, и найти ее через них можно будет. Да вплоть до того, что встану около их конторы на машине и буду стоять, сколько потребуется, пока ее не увижу! Хоть неделю, хоть две! Да сколько угодно! Ну, я думаю, конечно, что до этого дело не дойдет, найдутся и более реальные пути, но, тем не менее, если потребуется – да никаких проблем! Надо – значит, надо! Главное – Её найти! А цена значения не имеет.
Найду! Никуда она от меня не денется… Нет! Так нехорошо про нее писать. Как-то уничижительно звучит… Найду и предложу руку и сердце. Тьфу! Самому читать противно, какие я глупости пишу и пошлости. Значит, действительно я влюблен. Влюблен-влюблен- влюблен! Влюбленные всегда глупеют! Ну, в общем, найду, а там посмотрим. Там уж и видно будет. Сначала найти еще надо.
Да, так насчет лекции. Как ни странно, повторяю, лекция неглупая. Весьма и весьма. Умная, можно сказать. Даже на меня, в моем теперешнем э-э… восторженном, так скажем, состоянии, сильное, тем не менее, впечатление произвела. Очень даже сильное! Вообще об интересных вещах говорили. И интересные взгляды высказывали.
Черт! Чего-то коряво я пишу как-то, ну, не важно. У меня какое-то вообще состояние сейчас… рассеянное, экзальтированное (правильно хоть слово-то написал ? вроде… экзальтация, экзальтированное). Сумбур какой-то в голове. Хочется петь, смеяться от радости. Найду, найду, найду!
Да, так все-таки насчет лекции, Любопытные вещи говорили. Действительно любопытные. О некоторых просто обычно не задумываешься. Попытаюсь сейчас записать, что успел запомнить. А то наверняка забуду потом. А вещи действительно очень любопытные.
Так… Надо по пометкам своим разобраться. Я там даже пометки себе по ходу лекции делать начал. Во как! Чудеса в решете. Я и в институте-то никогда ничего не записывал. А тут прямо проняло!
Так… Так… Пометки эти!.. Вот что значит, практики нет. В общем, не то я, похоже, напомечал. Какие-то имена непонятные. Бергсон, Уайтхед, Мах… А!.. Ну это, вероятно, авторы, которые упоминались в лекции. Это я себе пометил, чтобы почитать потом при случае. Так, фраза какая-то по-латыни. «Ignoramus et ignorabimus!» – «Мы не знаем и не будем знать!» (Дюбуа Реймон). Забавно… Ну, и чего? Всё? А где?.. Всё ясно, короче. Попытаюсь по памяти восстановить.
Так вот, речь шла о сверхъестественном. Существует оно или нет ? Да. Ни одного научно подтвержденного факта нет. Но что это означает? Что действительно ничего сверхъестественного не существует? Вовсе нет. Это означает лишь, что методы научного исследования к подобного рода явлениям непримиримы в принципе. Только и всего. Ведь все научные методы основаны на повторяемости явления. Опыт всегда можно повторить. Это основа основ. Только такие явления и можно изучать. Простейшие. Для изучения же более сложных, нерегулярных явлений научные методы не годятся. Ведь если явление уникально и больше не повторяется или повторяется в непредсказуемые моменты времени, то его и изучать невозможно.
Вот привидение. Появляется в непредсказуемые моменты и так же непредсказуемо исчезает. Как его можно изучать? Это же тебе не маятник, который всегда под рукой. Качнул – и изучай на здоровье. Привидение в лабораторию не затащишь. А значит, невозможно его и изучать. Единственное, что возможно, это зафиксировать его присутствие. Сфотографировать, например. Да и то чисто случайно. Если повезет. Систематически же изучать невозможно. Но это вовсе не означает, что привидений не существует. Вот если ко мне завтра черт явится! Я могу с ним сколько угодно общаться, разговаривать и пр., но с точки зрения науки он не существует. Поскольку «изучать» его невозможно. Даже факт присутствия «научно» зафиксировать нельзя. Сфотографировать, там, и т.п. Если он сам этого не захочет. Но значит ли это, что он действительно не существует?
Ну, в общем, и все в таком же духе. Причинность, детерминизм… Короче, вывод такой. То, что познаваемо в принципе, что наука может изучать – это еще не весь наш мир. Это всего лишь его часть, причем совершенно незначительная. Огромнейший пласт явлений неизучаем и непознаваем в принципе. Например, все, что касается личного духовного опыта…
Любопытно… Весьма любопытно… Самое любопытное, что в сущности-то это все совершенно очевидно и даже сомнений никаких не вызывает. (Ну, действительно, как можно изучать черта?) Когда над этим хоть немного подумаешь всерьез. Иное дело, что как-то не думаешь никогда над этим. Вбили нам с детства: наука! наука!.. А что наука? Наука, по Маху, дает нам некоторые полезные правила действия, но и не более того.
Короче, сильная лекция. Сильная. Весьма. Я, между прочим, не случайно о черте упомянул. Поскольку, собственно, так и не понял, кто они? Что это за организация? Кружок, что ли какой? Секта? Не знаю даже, какое слово правильно употребить. Ну, не суть важно. Так вот, про черта они что-то слишком уж много говорили. Причем в очень таком… сдержанно-уважительном тоне. Сатана,.. Вельзевул,.. Князь Тьмы… и всё в таком же духе. Примеры все тоже так или иначе в эту сторону сворачивали. Не просто: сверхъестественное, а именно: Сатана и пр. Странно все это, короче, как-то. Сатанисты, что ль? Впрочем, мне-то что? По барабану! Сатанисты не сатанисты… Наплевать! Я вступать к ним не собираюсь. Мне бы только Её, девочку мою, найти.
Как искать, кстати, пока совершенно непонятно. Сегодня, по крайней мере, я ее тут не видел. Целый день только зря проторчал. Сначала на лекции, потом еще у офиса ихнего на машине. Все ждал, может, появится. Ну, в общем, еще день-два подожду, а потом придется что-то делать. Спрашивать у кого-то и пр. А чего спрашивать-то? «Девочка тут одна, которая мне ваш буклет всучила, где ее найти?» – « А чего это ты ей интересуешься, педофил проклятый?!» Н-да… Ну, не важно. С этим мы справимся. Вопрос денег. А их у меня, слава богу, достаточно.
Если здесь концов нет (скажем, она случайно подрабатывала, один раз) – начну всерьез искать. Найму людей, чтобы по школам искали, фотографировали всех подряд 14 – 16-летних девушек, отбирали более-менее симпатичных (чтобы сузить поле поисков – ведь она-то красивая была!.. прекрасная!.. замечательная!.. лучшая в мире!) и привозили мне. А дальше я уж сам просматривал. Сколько их? Тысячи? Десятки тысяч? Не важно! Значит, десятки. Хоть сотни! Но я Её найду. Все равно найду. Во что бы то ни стало. Любой ценой. Любой! Абсолютно.

Явление 3

Заславский стоит у окна своего кабинета, заложив руки за спину, и смотрит в окно. Затем поворачивается раздражённо, быстро подходит к столу, бросается в кресло и некоторое время просто сидит, глядя в пространство и барабаня раздражённо пальцами по столу. Наконец лезет в ящик стола, достаёт дневник и начинает писать.
С правого экрана – говорит, в левом сопровождающий видеоряд, иллюстрирующий рассказ (сектанты, кришнаиты, скучающие дамочки среднего возраста и тому подобная публика на самой лекции и непосредственно перед ней).

З: Опять весь день проторчал в этой секте, и все без толку. Господи! Чего только не наслушался! Что у людей в голове?! Совершенно особый мир какой-то.
(В правом экране герой замолкает, а в левом появляется звук. Какой-то сектант горячо и страстно рассказывает: «Впал я в состояние транса, и ко мне явились одновременно бог и дьявол. И стали тянуть меня в разные стороны. Бог говорит: его надо в рай. А дьявол: его нельзя в рай, он совершил много дурных поступков! А бог: он их из лучших побуждений совершал.
И открылся вверху какой-то светлый туннель, и только я туда полетел, как очнулся».)
(В левом экране звук постепенно исчезает – «уплывает» как бы – а в правом герой скептически хмыкает и пожимает плечами, словно комментируя только что выслушанную тираду, и дальше опять начинает говорить.)
Дурдом, короче, на колесиках! Сам тут дураком станешь. С девушкой одной познакомился. Ну, точнее, женщиной молодой, лет 30-и. Ребенок есть. Совершенно, судя по всему, обеспечена, со средствами. (Опять в левом экране появляется звук, и женщина, с которой герой там на картинке разговаривает, произносит: «А я на все подобные семинары хожу. Просто, чтобы время занять». Звук опять исчезает.) Караул, одним словом! Чем только люди не занимаются от скуки. Хоть богом, хоть чертом, лишь бы время убить.
Ладно, впрочем. Мне не до этого. Да! Лекция была опять интересная. «Порядок и хаос». Хотя, черт с ней, и с лекцией тоже! Меня все эти проблемы, в общем-то, совершенно не волнуют. Любопытно, конечно, но не до такой же степени, чтобы сюда специально ради этого ехать. Потащился бы я с утра пораньше к черту на кулички про «Порядок и хаос» слушать и со всякой шизой общаться! Как же! Да провались они все! У них своя жизнь, у меня своя. Вполне меня устраивающая. Ну, может, и не совсем устраивающая, но уж, по крайней мере, не настолько неустраивающая, чтобы на подобные сборища от скуки ездить. Ладно, тьфу! Запутался я во всех этих дурацких рассуждениях. Да и голова у меня сейчас совсем не тем занята. Перечитал тут свои последние записи – как будто вообще не я писал. Какой-то просто поток сознания.
Где Она, короче? Где!? Где, где, где? Где-где-где-где-где-где-где-где??!! Где?????!!!!! (Слева картинка размывается и из глубины экрана выплывает лицо Мары и начинает негромко звучать музыка. Лучше – если б это была моя песня из «Ромео и Джульетты».)
Я не могу ни думать ни о чем, ни заниматься ничем. Места себе не нахожу! Все мысли – только о ней. О ней! о ней! о ней! Где она? Ласточка моя, касаточка. Девочка… ненаглядная… Думаю о ней, и плакать от нежности хочется. Я даже и представить себе раньше не мог, что такое возможно. Думал, только в книжках.
Не знаю, мне кажется, если бы я ее сейчас из окна увидел, я бы вниз спрыгнул, лишь бы ее еще раз не потерять. Я просто с ума схожу! Я бы за один только ее взгляд сейчас всё отдал! Бросил бы все и уехал бы с ней куда глаза глядят…
Хотя нужно оно ей, это твое “всё”!… Как и ты сам.
Пытался письмо ей написать любовное. Ничего, естественно, не получается. И писать я не умею, да и слов таких, наверное, нет. Если бы я смог на бумаге выразить , что я сейчас чувствую… Вот, кстати, прекраснейшее подтверждение вчерашней лекции. Личный, индивидуальный духовный опыт, чувства, эмоции, любовь – абсолютно неизучаемы и непознаваемы. А значит, с точки зрения современной науки вообще не существуют. Но почему-то, когда я говорю, что люблю, мне все верят, а когда, что видел сегодня ночью привидение – в лучшем случае скептически усмехаются. А в чем, собственно, разница-то? И то, и другое – неподтверждаемо.

Явление 4

Заславский мечется по кабинету. Грызёт в нетерпении ногти, бьёт кулаком в раскрытую ладонь и пр. Потом бросается к столу, выхватывает из ящика дневник и начинает лихорадочно писать.
В правом экране – герой, как обычно, в левом – лицо Мары в разных ракурсах, мгновенные снимки, и музыка из песни звучит.

З: Суббота. Офис закрыт. Кошмар. Жизнь потеряла смысл. Как я эти два дня проживу – сам не знаю. Все мысли – о Ней, о Ней и только о Ней! Ни о чем другом думать не могу. Да и не хочу… Нет ничего другого… Вообще ничего больше нет. Только Она. Одна во всем мире… Да и мира никакого нет. Она и есть мир! Больше нет ничего. Я бы умер сейчас за один только Её взгляд, за одно только слово. Сказала бы Она – и я бы умер. И был бы счастлив. Господи! Если Ты есть, дай мне Её еще хоть раз увидеть! Ну, хоть мельком, хоть один-единственный разочек!
Попробую все-таки написать ей письмо. Нет сил удержаться. Никогда я его, наверное, не отправлю, но…

ПИСЬМО.

Я люблю Тебя! Люблю. Люблю, люблю, люблю, люблю, люблю! Я всегда любил тебя, просто, раньше я этого не знал, а теперь знаю. И всегда буду теперь тебя любить. Вечно. Я никогда больше тебя не покину. Если ты прогонишь меня – я просто умру. Как умирает человек без пищи, без воздуха. Я даже имени твоего не знаю, но вот я думаю о тебе, и сердце рвется от нежности. Улыбаешься ты – и всё вокруг улыбается, мир улыбается; хмуришься – и вселенная застилается мраком.
Ты и есть моя вселенная. Другой нет и не надо. Ты знаешь, мне было очень плохо без тебя. Очень! Правда. Правда-правда! Я вообще не знаю, как я жил все эти годы. Да я и не жил. Так… Прозябал. Катился куда-то по инерции. Зачем-то женился, зачем-то развелся, зачем-то опять женился. Встречался с какими-то женщинами… Ты прости меня, ладно? Это не я был. Всё это теперь не имеет значения. Кроме Тебя. Только Ты одна. Ты, ты, ты. И ничего больше. Ничего. Только Ты.

(Как только герой заканчивает читать письмо, заключительные аккорды музыки начинают звучать громче. Этакий всплеск.)

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Кабинет главы секты (Дьявола). Сам Дьявол сидит за столом и смотрит на дверь, в которую входит недоумевающий Заславский.

Дьявол (Д) (приветливо): Здравствуйте, Валерий Витальевич! Проходите, присаживайтесь. (Показывает приглашающе рукой на пустое кресло.)

Заславский смотрит на него, словно собираясь поначалу что-то сказать или спросить, но потом молча проходит, садится в предложенное кресло и выжидающе смотрит на Дьявола.

Д: Нам надо поговорить. Насчет Мары.

(В левом экране появляется пламя и тихий-тихий колокольный звон, в правом – лицо Мары и нарезка из кадров встречи их у светофора под мелодию из песни. Тоже негромкую. И в дальнейшем они всё время как бы борются между собой. Колокольный похоронный звон и мелодия любви.)

З: (замирая и уже догадываясь, о ком пойдёт речь): Какой Мары?

Д: Ну, той девушке, на светофоре. Вы же ее ищите?

З (не отрывая глаз от собеседника облизывает внезапно пересохшие губы): Я Вас слушаю. (Дьявол внимательно смотрит на Заславского и не торопится начинать разговор.) (После паузы, холодно глядя на собеседника): Так что Вы мне хотели сказать? И откуда, кстати, Вы меня знаете?

Д (снисходительно усмехаясь, спокойно): Сейчас я Вам, Валерий Витальевич, все объясню. Выслушайте меня, и все поймете. Дело в том, что я глава этой… организации. Общества.

З (так же холодно): Это я уже понял. И что?

Д (укоризненно): Валерий Витальевич! Имейте терпение!.. Итак, повторяю, я возглавляю это общество. Имя мое… ну, по некоторым причинам обойдемся без имен. Да и незачем оно Вам. Какая Вам разница? Так вот, к Вам в четверг подошла на светофоре девушка и предложила наш рекламный буклет. И с тех пор Вы только о ней и думаете. Так?

З (вне себя от изумления, с каким-то даже испугом, разом утратив всю свою обычную самоуверенность): Откуда Вы знаете?

Д (спокойно): Это Мара. (Всплеск мелодии любви справа, которая начинает побеждать колокольный звон слева.)

З (явно волнуясь): Мара – это ее имя ?

Д: Для Вас да.

З: Что значит, для меня «да»? А для других? Это ее ненастоящее имя?

Д: Для Вас настоящее.

З (взрывается): Послушайте! Перестаньте говорить загадками! «Для Вас да!», «Для Вас, настоящее!»… Что за ерунда, в конце-то концов?! Детский сад какой-то, ей-богу!

Д (примирительно, чуть заметно поморщившись при последних словах): Валерий Витальевич! Если бы Вы меня просто слушали, как я Вам с самого начала и советовал, а не перебивали и не задавали встречных вопросов, Вы бы уже давным-давно все поняли.

З (успокаиваясь и всем своим видом показывая, что больше перебивать не будет): Хорошо, я Вас слушаю.

Д: «Мара» – это, согласно словарю Даля: морок, наваждение, обаяние, грёза, мечта, призрак, привидение. (Колокольный звон слева начинает звучать громче и забивать мелодию любви.)

З (ошарашенно): Какое еще «привидение»? Вы шутите? (Дьявол слегка улыбается и укоризненно качает головой.) Хорошо, хорошо, извините. Говорите, я Вас слушаю.

Д: Видите ли, Валерий Витальевич, у нас не совсем обычное общество. Мы изучаем проблемы сверхъестественного, необычного… Чернокнижие,.. черная магия,.. колдовство,.. ведовство,.. волхвование… В общем, много чего. Все это на самом деле существует, рядом с нами и далеко не так нереально, как многим кажется. Ну, Вы были на наших лекциях, примерно представляете, что я имею в виду. Нерегулярные явления, если угодно. Нарушение причинности и детерминизма. Все то, короче, что современными научными методами изучать невозможно в принципе. Невозможно же «изучать» черта. Если, конечно, он сам этого не захочет. (Хмыкая): Так Вы, кажется, в своём дневнике писали, а, Валерий Витальевич?

З (вытаращив глаза от изумления): А… А откуда Вы?..

Д (опять хмыкает): Ладно. Н-да… Ну, так вот мы и подошли наконец к самому главному.
Мара – это на нашем языке существо противоположного пола, специальным образом… ну, заколдованное, что ли, так скажем, хотя на самом деле здесь механизм несколько иной, все гораздо сложнее… ну, не важно! Так вот, заколдованное так, чтобы очаровать, влюбить в себя того, кого требуется. Ради кого, собственно, всё и затевается. В данном случае, Вас, уважаемый Валерий Витальевич! Эта девушка специально на Вас настроена. Сила воздействия чар Мары на объект такова, что противиться им он не в силах. Он думает только о ней, мечтает только о ней постоянно. Ну, Вы сами все это сейчас чувствуете, что я Вам рассказываю! (Колокольный звон усиливается.)

З (после паузы, пытаясь хоть как-то сориентироваться и вычленить самое главное): Подождите-ка… Что значит: специально на меня настроенная? Кем?

Д (спокойно улыбаясь): Нами. Нами, Валерий Витальевич. Нашим обществом.

З: Так вы что, за мной следили, что ли?

Д: Разумеется, Валерий Витальевич, разумеется.

З: Но зачем!!??

Д: Деньги! Деньги, деньги, деньги. И ничего больше. Все очень просто. Нам нужны средства, и Вы их нам предоставите. Завтра до полуночи переведете на наш счет. (Протягивает Заславскому какой-то листок, тот его машинально берёт и начинает с недоумением читать.)

З: Что это?

Д: Наши банковские реквизиты. Номер счета, на который Вы должны перевести деньги.

З: 12 миллионов 375 тысяч 859 долларов 75 центов. (Вопросительно поднимает глаза на своего собеседника.)

Д (с улыбкой, кивает): Да-да. Именно столько.

З (тоже иронически усмехается): Ого! 75 центов!

Д (весело смеётся): Именно! Именно 75 центов, Валерий Витальевич. Иными словами, все, что у Вас есть на счету. С точностью до цента.

З (в ярости шипит): Откуда Вы знаете сумму моего счета? (Дьявол продолжает лучезарно улыбаться.) А, ну да, черная магия! Ладно, это я сам сегодня же выясню. Что это у меня в банке за черный маг завелся. Ладно, с этим разберемся. Теперь по делу. Я чего-то не пойму. С чего это Вы взяли, что я Вам все свои деньги отдам? И причем здесь эта девушка?

Д (равнодушно): Можете не отдавать. (Заславский кидает на него изумлённый взгляд.) Дело Ваше.

З: И что тогда?

Д: Тогда завтра в полночь чары спадут.

(На экране справа тоже появляется пламя. Задним планом лица Мары. Пока слабое.)

З: Что??!!

Д: Я говорю, завтра в полночь чары с Вас спадут. (Опять ослепительно улыбается и смотрит Заславскому прямо в глаза.) Вы будете снова свободны. Как птичка! (Шутливо машет руками.) Летите, куда хотите. Возвращайтесь к своей прежней счастливой и безмятежной жизни со своими миллионами, особняками и красавицей-женой. Мисс какого она у Вас там города?

З (автоматически): Пензы.

Д: Ну, вот видите! Она же у Вас и на первенстве России ведь какое-то высокое место заняла? Да?.. Второе, кажется?.. Первое, между нами говоря, должно было бы быть, но Вы сами не захотели. Чтобы голова у девушки сразу не закружилась. И правильно, между прочим, сделали. Словом, Вам, Валерий Витальевич, можно только позавидовать. Деньги,.. дом,.. такая жена!.. Хороший дом, хорошая жена – что еще нужно человеку, чтобы встретить старость?

З (пытаясь сосредоточиться): Подождите, подождите!.. А что будет с… ней? С… Марой?

Д: С ней? Ничего. Она ничего и не заметит. Просто Вы ее разлюбите. Навсегда.

З: И всё?

Д: И всё.

(Пламя на фоне Мары усиливается, но усиливается одновременно и мелодия любви и начинают звучать слова песни. Герои в это время просто молча сидят, глядя друг на друга.)

З (грубо, глядя собеседнику прямо в глаза): (Слова песни больше не звучат, но мелодия – звучит.) Врёте Вы всё! «Навсегда», как же!.. Если Вы заколдовали её один раз, сможете заколдовать и в другой. Если потребуется. «Завтра!..», «До полуночи!..» К чему такая спешка?! Чтобы я обдумать ничего не успел? Меры принять?

Д (нисколько не смущаясь и словно не замечая вызывающего тона Заславского, всё так же спокойно и невозмутимо): Видите ли, Валерий Витальевич! Создание Мары – процесс чрезвычайно сложный и деликатный. Приходится принимать во внимание и учитывать массу самых разнообразных факторов. Расположение звезд, время рождения и пр., и пр. Очень непростое и тонкое дело, право же. Требует огромного искусства. Так вот, у Вас создание Мары было напрямую связано с Вашим сорокалетием, Валерий Витальевич. Ни в какой другой момент создать ее было невозможно. Сорок лет – это, надо Вам сказать, дата в жизни человека вообще особая. Веха. Рубеж. В общем, второй Мары создать для Вас уже больше не удастся. Никогда. Эта – единственная. Первая и последняя.

З (после паузы): Ложь! Я Вам не верю. Вы просто шантажируете меня сейчас, вот и всё. Не может такого быть!

(Колокольный звон слева усиливается. Пламя справа, в фоне Мары – тоже.)

Д (ухмыляясь): А если нет? Если правда? Если Вы действительно её завтра потеряете? Навсегда.

(Колокольный звон слева уже гремит. Лицо Мары почти тонет в пламени.)

З (после новой паузы, с искажённым от боли лицом): Ну, хорошо… (Звон начинает стихать, пламя блекнуть, мелодия любви звучать всё громче и побеждать смерть и ад.) Предположим… Ну, а если мы с Вами… как-то договоримся? Что тогда? Я ее … увижу? (Дьявол утвердительно кивает.) Она меня… полюбит? (Заславский замирает в ожидании. Томительная пауза.)

Д (с сочувствием глядя на Заславского): Нет. (Качает отрицательно головой.) (Взрыв музыки. Сквозь пламя слева начинает проступать искажённое болью лицо героя. Теперь справа – Мара, слева – Заславский. Пламя начинает блекнуть, колокольный звон затухать. Мелодия любви звучит теперь и справа, и слева.) Мары никогда не влюбляются в объект своего воздействия. Но это не имеет значения. Вы все равно будете ее любить вечно. Так же, как сейчас.

З (тихо, словно про себя, глядя куда-то в пространство, полуутвердительно): Даже когда она выйдет замуж, постареет?!!

Д: Для Вас она никогда не постареет. Вы всегда будете видеть ее такой, какой увидели тогда, у светофора. В самый первый раз.

(Звучат слова песни. Последний куплет-два.)

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Бедная комната. Простые стол и стул. За столом сидит просто и дёшево одетый герой и пишет.
С правого экрана говорит он сам, как и раньше, левый пока выключен.

З: Давно не писал. Некогда всё было. Развод этот… Имущество… Все эти дрязги. Всё же, вроде, оставил, а всё равно.
Впрочем, неважно. Не имеет значения всё это. Ничего вообще не имеет значения. Кроме Неё.
(Загорается левый экран. Там идёт нарезка кадров встречи у светофора, лицо Мары в разных ракурсах – моментальные съёмки и т.п.)
Когда я вижу Её… Я теперь часто вижу Её. (В левом экране – как герой издалека наблюдает за Марой. Как она куда-то спешит, что-то делает, хохочет с подругами и т.п.) Каждый день. Счастье моё… Солнышко моё… Он не обманул. Я действительно буду любить тебя всегда. Что бы ни случилось. Вечно. И в этой, и в той жизни. Мне ничего не надо без тебя. Ни ада, ни рая. И я всегда буду видеть тебя такой же, какой увидел тогда. У светофора. В самый первый раз. Всегда! Вечно.
(Герой перестаёт писать и замирает с ручкой в руке, глядя перед собой. В левом и правом экранах идут разные картинки всех событий пьесы – изображения на экранах не идентичные, разные! – и на этом фоне звучит песня. С окончанием песни – занавес.)