КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ. КНИГА ПРЕМУДРОСТИ ИИСУСА, СЫНА СИРАХОВА.

ИЗ ДНЕВНИКОВ СЫНА ЛЮЦИФЕРА.

 

Так, ну, первые две главы – это сплошной «страх Господень», «бояться Бога» и пр. и пр. В бесчисленных перепевах и вариантах. А почему «бояться»?! А потому, что «песок морей и капли дождя и дни вечности кто исчислит”? «Высоту неба и широту земли, и бездну и премудрость кто исследует?» И вообще, «страх Господень усладит сердце и даст веселие и радость и долгоденствие”.
Ну-ну! Может, конечно, и «усладит». «Сердце». Это – пряник.
А вот и кнут. Раны и скорпионы. «Горе грешнику, ходящему по двум стезям!» Как обычно всё, короче. Скука.
Та-ак… Глава 3-я. Что там у нас?.. Всё то же?.. Нет… Ага! Ничего, конечно, пока особенно интересного, «дети, уважайте родителей», но… в принципе…
Ладно, поехали. Пойдем по пунктам.

«3:1-16 Краткое резюме. «Делом и словом почитай отца твоего и мать». Комментировать пока особо нечего.
Единственное замечание. Впечатление какое-то двойственное всё это оставляет. Нет, вещи-то говорятся правильные, но вот объяснения… ПОЧЕМУ это надо делать. Почитать и уважать. Потому-то, потому-то и потому-то. Вам же лучше будет! А дети слушают и кивают: «А-а!.. ну, теперь понятно. Да, действительно выгодно. Ладно, будем тогда «уважать»».
Ох, уж эти иудейские нравы!..

«3:17 Сын мой! веди дела твои с кротостью и будешь любим богоугодным человеком».
Что значит «с кротостью»?.. «Веди дела»?.. Про «богоугодного человека» я уж молчу! Что это за человек такой и почему надо непременно быть им «любимым»?.. Ну-ну, оставим!

«3:18 Сколько ты велик, столько смиряйся, и найдешь благодать у Господа».
Смиряясь постоянно, вряд ли станешь «великим».

«3:19-20 Много высоких и славных, но тайны открываются смиренным, ибо велико могущество Господа, и Он смиренными прославляется».
Какие ещё «тайны»? открываются «смиренным»? Неужели ни один из них за все эти века так и не проговорился? Не поделился с миром? Хоть одной своей тайночкой? Хотя бы самой малюсенькой?

«3:21 Чрез меру трудного для себя не ищи, и что свыше сил твоих, того не испытывай».
Не ища – и не найдёшь.

«3:22 Что заповедано тебе – о том размышляй; ибо не нужно тебе, что сокрыто».
Тебе, может, и «не нужно», Иисус, сын Сираха, а мне, так просто необходимо.

«3:23-24 При многих занятиях твоих, о лишнем не заботься: тебе открыто очень много из человеческого знания, ибо многих ввели в заблуждение их предположения, и лукавые мечты поколебали ум их”.
Знаний не бывает много. «Ввели в заблуждение»? Что ж, человеку свойственно ошибаться. Но и – преодолевать свои ошибки.
И лучше «лукавые мечты», чем вообще никаких.

«3:25-27 Кто любит опасность, тот впадёт в неё; упорное сердце напоследок потерпит зло: упорное сердце будет обременено скорбями, и грешник приложит грехи ко грехам».
Опасность, конечно, не надо любить. Но её и не надо бояться. Не так ли, Иисус, сын Сираха? Надо просто идти вперед и не отступать. Ни перед чем и ни перед кем! А что уж будет «напоследок» – там увидим!

«3:28 Испытания не служат врачевством для гордого, потому что злое растение укоренилось в нём».
Тут ты прав. «Не служат». А лучше было бы, если б «служили»? Если б «гордый» смирился?

«3:29 Сердце разумного обдумает притчу, и внимательное ухо есть желание мудрого».
«Притчу»,.. «внимательное ухо».. Что-то знакомое… Где-то я уже это слышал?.. Хм… «Внимательное ухо»… Твоё, что ль, Сирахов сын, “желание”? Чтобы притчи твои послушали?

«3:30 Вода угасит пламень огня, и милостыня очистит грехи».
Правда? Всё так просто?

«3:31 Кто воздаёт за благодеяния, тот помышляет о будущем и во время падения найдёт опору».
Да не о будущем он «помышляет», о, премудрый иудей! А всего лишь из чувства самой обычной благодарности так поступает. Если он, конечно, нормальный человек.
Впрочем, тебе, я подозреваю, этого не понять.

«4:1-6 Сын мой! не отказывай в пропитании нищему и не утомляй ожиданием очей нуждающихся; не опечаль души алчущей и не огорчай человека в его скудости; не смущай сердца уже огорченного и не откладывай подавать нуждающемуся; не отказывай угнетённому, умоляющему о помощи и не отвращай лица твоего от нищего; не отвращай очей от просящего и не давай человеку повода проклинать тебя; ибо когда он в горести души своей будет проклинать тебя, Сотворивший его услышит моление его».
Так хорошо всё началось, но потом это «ибо» всё разом и перечеркнуло. А вообще милосердию нельзя «научить». Как и любому чувству, кстати. Пустая трата времени. В лучшем случае – соблюдать внешнюю обрядность.

«4:7-11 В собрании старайся быть приятным и перед высшим наклоняй твою голову; приклоняй ухо твое к нищему и отвечай ему ласково, с кротостью; спасай обижаемого от руки обижающего и не будь малодушен, когда судишь; сиротам будь как отец и матери их – вместо мужа: и будешь как сын Вышнего, и Он возлюбит тебя более, нежели мать твоя».
Всё замечательно. Только вот «перед высшим наклоняй твою голову»… Фи! Хорошо, правда, что об этом приходится всё же напоминать, но скверно зато, что приходится напоминать и обо всем остальном.

«4:12-22 Премудрость возвышает сынов своих и поддерживает ищущих ее: любящий её любит жизнь… сначала она… будет мучить его своим водительством, доколе не уверится в душе его…»
«Мучить»?! Однако! Капризная она, оказывается, эта Премудрость! Как, впрочем, и всякая женщина…

«4:23-26 Наблюдай время и храни себя от зла – и не постыдишься за душу твою: есть стыд, ведущий ко греху, и есть стыд – слава и благодать. Не будь лицеприятен против души твоей и не стыдись ко вреду твоему».
«Есть стыд, ведущий ко греху» – тонкое замечанье.

«4:27-28 Не удерживай слова, когда оно может помочь: ибо в слове познается мудрость, и в речи языка – знание».
Да? А вот царь Соломон, напротив, советует помалкивать: «Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою, а кто широко раскрывает свой рот, тому беда» (13:3), «Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою» (21:23) и т.п.

«4:29 Не противоречь истине и стыдись своего невежества».
Первой половины было бы достаточно. А «стыдись твоего невежества»?.. Главное, не пытайся скрыть его любой ценой, даже в ущерб истине. Переспроси, если не понял. Умей при необходимости переступить через свой стыд. Ради – истины.

«4:30 Не стыдись исповедовать грехи твои и не удерживай течения реки».
Стыдись! – но исповедуй.
«Не удерживай течение реки» – какая-то метафора. Любят же их эти древние авторы!.. А!.. понял. “Не при на рожон”, наверное? Да?.. Только как тогда определить, действительно “рожон” ли это? Если на него не “переть”?.. А может, это жалкая былиночка всего лишь? А ты – испугался…

«4:31 Не подчиняйся человеку глупому и не смотри на сильного».
Подчиняются силе, а не глупости. И как можно «не смотреть на сильного»? Он заставит тебя это сделать!

«4:32 Подвизайся за истину до смерти, и Господь Бог поборет за тебя».
Ага! Вот теперь понятен смысл предыдущего высказывания: «не смотри на сильного». Вот только Господа Бога автор напрасно сюда приплёл. «Поборет» Он за тебя или не поборет – ты делай то, что должен!

«4:33 Не будь скор языком твоим, и ленив и нерадив в делах твоих».
«Не будь скор языком твоим»? Сам же писал: чуть выше: «не удерживай слова» (4:27)?
Да и вообще: «Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка» (Притч 16:1).

«4:34 Не будь, как лев, в доме твоем и подозрителен к домочадцам твоим».
А как же «воспитывать»? Если не быть «как лев»?
Ведь: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает» (Притч 13:25).

«4:35 Да не будет рука твоя распростертою к принятию и сжатою при отдании».
Ну, разумеется! Ведь: «Победу и честь приобретает дающий дары, и даже овладевает душою получающих оные» (Притч 22:9).

«5:1 Не полагайся на имущества твои и не говори: «станет на жизнь мою»».
А может, и впрямь – «станет»?..

«5:2-3 Не следуй влечению души твоей и крепости твоей, чтобы ходить в похотях сердца твоего, и не говори: «кто властен в делах моих?», ибо Господь непременно отмстит за дерзость твою».
Так ли уж и «непременно»? Да и за что? Кто же и ни властен в делах человека, как не он сам?
И вот любопытно. Ни разу ещё не встречал я в Библии касательно Господа: «непременно наградит». Лишь «непременно отмстит», «непременно расточит», «непременно накажет». Какой-то явно… карательный уклон… Ах, ну да! Мы же все дети Его, сыновья и дочери, а «Кто любит сына, тот с детства наказывает его» (Притч 13:25), «Наказывай сына своего, доколе есть надежда…» (Притч 19:18). Так что…

«5:4-9 Не говори: «я грешил, и что мне было?»… ибо внезапно найдет гнев Господа…»
Ну, это… Даже комментировать не хочется. Советы умудренного жизнью раба всем прочим – как следует половчее обходиться с господином, чтобы не быть наказанным. Читать противно!

«5:10 Не полагайся на имущества неправедные, ибо они не принесут тебе пользы в день посещения».
Нет «неправедных имуществ». Есть просто «имущества». К сожалению, мир таков.

«5:11 Не вей при всяком ветре и не ходи всякою стезею: таков – двоязычный грешник».
Ходи всякой стезею! Лишь бы она вела тебя к цели. Ты сам судья своим поступкам.

«5:12 Будь тверд в твоем убеждении, и одно да будет твое слово».
Да чушь! Не закосневай в своих убеждениях и умей признавать свои ошибки. Будь восприимчив к чужим аргументам и доводам рассудка.

«5:13-14 Будь скор к слушанию и обдуманно давай ответ. Если имеешь знание, то отвечай ближнему, а если нет, то рука твоя да будет на устах твоих».
Если нет – то скажи, что не знаешь, а не молчи с глубокомысленным видом, изображая мудреца.

«5:15 В речах – слава и бесчестие, и язык человека бывает падением ему».
В делах – «слава и бесчестие»! А не в словах. На слова не обращай внимания.

«5:16-17 Не прослыви наушником, не коварствуй языком твоим, ибо на воре – стыд, и на двоязычном – злое порицание».
Не обращай вниманья ни на чье мнение! Двигайся к цели! Кратчайшим путем. «На воре стыд»? «Не стыдись ко вреду твоему» (4:26).

«5:18 Не будь неразумным ни в большом, ни в малом».
Только в большом! В малом можно быть иногда и глупым, если это идет на пользу большому.