И настал сто двадцать шестой день.
И спросил у Люцифера Его Сын:
– Почему Ты ничему не учишь Меня? Только показываешь?
И ответил Люцифер Своему Сыну:
– Потому что Я верю в Тебя.
УЧИТЕЛЬ.
Слова о Петре Великом, сказанные профессором Мирошкиным в его речи на акте Московского университета «Об уложении и его дальнейшем развитии» 10 июня 1839 года.
Юноша (Ю): Учитель! Что такое грех? Например, добрачные связи. Чем они плохи? Это же опыт. Ведь я ещё не встретил свою жену. Я свободен. Почему же это грех?
Учитель (У): Разврат не может заполнить душу. Это тупик. Пустота. Бегство от себя. Это – потерянное время. Не с точки зрения карьеры, успеха и пр., а с точки зрения становления тебя как личности. Это чисто негативный опыт.
Разврат разрушает душу. Подтачивает её. Если ты встретишь настоящую любовь – ты будешь обо всём этом жалеть. Ты взглянешь на все эти свои добрачные связи и осознаешь их полную ничтожность и ненужность. И ты раскаешься и скажешь себе: «не стоило этого делать!»
И это тоже будет неправильно. Не «не стоило»! Дело не в цене. Нет ничего, ради чего бы «стоило»! Нет цены предательству. А ты предал! Предал свою будущую любовь. Предал себя.
Это и есть суть смертного греха. Невозможно ни объяснить, ни оправдать. Что бы ты теперь ни делал и ни говорил. Как бы ни раскаивался. Всё! Необратимый шаг.
Ты ведь говорил «люблю» нелюбимым. Значит, ты лгал. Ты не рассказывал никогда об этом своей жене – значит, между вами изначально легла ложь…
Ты весь в грязи, от которой уже никогда не отмоешься. Следы останутся. На душе. На сердце. Шрамы. Навсегда.
Ю (с жаром): Учитель! Позволь мне стать твоим учеником!
У (молча смотрит на юношу и думает): Нельзя становиться ничьим учеником! Если сам хочешь со временем стать Учителем.
Но стоит ли это объяснять?.. А что взамен?.. Да, я умнее, опытнее, старше – я привлекаю тебя, тебе хочется быть около меня – но это тупик. Ты должен сам искать свой путь. Хорошо в утробе матери, тепло и уютно – но надо рождаться. Выходить во враждебный мир, где холодно и опасности кругом.
Но и оттолкнуть тебя – а может, ты погибнешь?! Сопьёшься, сломишься, не устоишь!.. Может, ты не лидер?.. Тебе было бы хорошо около меня! Да, ты не создал бы ничего своего, был бы ведомым, но – был! А так? Так ты просто погиб, поскольку оказался слишком слаб.
И говорить тебе этого нельзя, ведь это навсегда подорвёт в тебе веру в себя. Так ты останешься около меня, думая, что это хорошо, а так ты поймёшь, что тот факт, что ты остался – уже означает поражение, означает, что ты слаб, что ты – второго сорта, ведомый. У истинных пророков и мессий не было учителей! Но их – единицы…
Так что же делать? Если ученик умён и талантлив? Учить его – обречь на посредственность, пусть и блестящую; или оттолкнуть – дать ему шанс самому стать Богом?! Причём оттолкнуть молча – ведь объяснять ничего нельзя. Объяснить: значит – оттолкнуть. А если останется – то уже надломленным, признавшим себя слабым.
Истинам нельзя научить. Их находят сами. И они у каждого свои. А научить можно только жалким отблескам Истины. Слов нет, чтобы передать Истину. Её надо прожить. Даже вот эту истину. Что Истину нельзя передать. Её – нельзя передать! Ты – не поймёшь. Ведь если бы мог – то не пришёл бы ко мне. Не спрашивал. Раз спрашиваешь – значит, не понимаешь. Не прожил. Узнать – стать Учеником. Навсегда.
Ю (после паузы, неуверенно): Так я могу остаться?
У (ничего не отвечает и прикрывает глаза).
Служка (юноше, испуганным шёпотом): Уходите, Учитель медитирует.
Ю (поднимается и, растерянно оглядываясь, уходит).
И спросил задумчиво у Люцифера Его Сын:
– А если Я не смогу найти свой путь?
И ответил Люцифер Своему Сыну:
– Помочь тут невозможно. За тебя это не сделает никто. Иначе это будет уже чужой путь.